Notice: file_put_contents(): write of 4278 bytes failed with errno=122 Превышена дисковая квота in /home/alru/public_html/system/core/cachefiles.php on line 27

Warning: file_put_contents(): Only 12288 of 16566 bytes written, possibly out of free disk space in /home/alru/public_html/system/core/cachefiles.php on line 27

Warning: file_put_contents(/home/alru/public_html/cache/data/content/item/news/3d14fcf9acc8096edbc1813bacc033d2.dat.tmp): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/alru/public_html/system/core/cachefiles.php on line 27

Notice: file_put_contents(): write of 488 bytes failed with errno=122 Превышена дисковая квота in /home/alru/public_html/system/core/cachefiles.php on line 27

Warning: file_put_contents(): Only -1 of 488 bytes written, possibly out of free disk space in /home/alru/public_html/system/core/cachefiles.php on line 27

Notice: file_put_contents(): write of 498 bytes failed with errno=122 Превышена дисковая квота in /home/alru/public_html/system/core/cachefiles.php on line 27

Warning: file_put_contents(): Only -1 of 498 bytes written, possibly out of free disk space in /home/alru/public_html/system/core/cachefiles.php on line 27
И не осталось никого — ВАЛЕКСЕ | Александровск
ВАЛЕКСЕ | Александровск ВАЛЕКСЕ | Александровск

И не осталось никого

И не осталось никого
В середине июля в редакцию с вопросом обратились два жителя поселка Яйва, супружеская пара, проживающие в поселке со времени строительства Яйвинской ГРЭС. А вопрос, надо признаться, поставил в тупик не только редакционных сотрудников: почему в поселке с населением не меньше девяти тысяч человек нет полиции?

Выяснили, действительно нет, а вот на памяти там было поселковое отделение полиции. С апреля 2020 года его нет. Супруги наперебой рассказывали о былых временах, сравнивая настоящее время с прошлым. Вспоминали некоторых участковых уполномоченных, начальников отделения милиции и свое участие в добровольной народной дружине. Главное вспоминали, что во дворах не безобразничали, общественный порядок был под контролем, люди чувствовали себя защищенными.

Так совпало, что в тот день, когда супружеская пара из Яйвы обратилась с вопросом-воспоминанием, в здании по ул. Калинина, 3, где размещается охранная служба «Спрут», собирались ветераны ОВД, которые пополнили воспоминания о Яйвинском поселковом отделении милиции (полиции), а потом принесли в редакцию страницы Книги памяти, которые сохранили хронологию деятельности этого отделения, фамилии и дух того времени, когда ПОМ в Яйве работал на полную катушку. Мы воспользуемся информацией со страниц этой Книги памяти и попытаемся объединить в одно некоторые мнения ветеранов ОВД о повседневной службе милиции. Мы не будем приводить статистику правонарушения и их раскрываемости, не будем обрисовывать случаи из практики. Это не улики из прошлого, это свидетельство о прошедшем, ставшее сожалением о настоящем.

Яйвинское отделение милиции было образовано в 1953 году, располагалось оно в здании по ул. Ленина, 8, со штатной численностью 7 человек. Первым начальником отделения был назначен Попов Виктор Ильич и под его руководством работали оперуполномоченные Д. И. Осипов, А. И. Жигалов, А. Коробов, участковый уполномоченный Ф. Н. Туснин, милиционеры Г. Н. Бачев и В. Пономорев.

Заметим, что до этого срока с 1943 года по 1949 год в поселке нес службу один участковый уполномоченный милиции, участник Великой Отечественной войны А. Е. Капалыгин. Как сообщает летопись, в его распоряжение была выдана лошадь для передвижения и обслуживания населения п. Яйва, лесных поселков и деревень. Население в те годы росло за счет переселенцев, эвакуированных и лиц, ранее осужденных и выбравших постоянным местом жительства п. Яйва и прилегающие деревни.

Послевоенное время ознаменовалось стройками, и наряду с традиционной лесной отраслью в самом поселке на реке Яйва был спланирован грандиозный проект по созданию ГРЭС.

До строительства ГРЭС поселок Яйва и был центром лесозаготовок, жили по-товарищески просто и щедро, как в фильме «Девчата». Большая стройка привлекала людей не только со всех окраин Пермской области, но всего Союза, а люди были разные.

Учитывая такой массовый наплыв людей, коренному яйвинскому населению было не просто уживаться и сохранять общественный покой, в поселок приезжали не только законопослушные советские граждане, было много тех, кто переселялся из мест заключения в лагерях Соликамска и более северных территорий, приезжали в поселок и авантюристы-искатели приключений. Население увеличивалось, Яйва превращалась в большой рабочий муравейник, где возникали непредвиденные проблемы и противоречия, денежные и жилищные разногласия, а условия были очень скромными, если не сказать ужасными. Трудящиеся наскоро заселяли дома-деревяшки, которые все еще стоят, там все еще живут люди. Судя по воспоминаниям, в этих барачных жилищах возникали конфликты между гражданами, которые решались часто с применением силы, реже с применением холодного оружия, бывало и похлеще: «побоялись выходить во двор, слышались хлопки выстрелов, потом крики, шум, под утро сказали, что парни с фанерки девицу не поделили, пуляли из пугача».

Из редких воспоминаний (переписка пенсионеров) можно узнать, что частыми были кражи денег и ограбления подвыпивших гуляк. Вспомнился рассказ о том, как в лесу далеко за поселком был обнаружен труп мужчины с признаками насильственной смерти. Труп пролежал не меньше трех месяцев. Подобный случай был и в Александровске. Убийц нашли, дело было в начале 60-х. Тогда очень сильно в расследовании помогли милиционеры Яйвы. Так вспоминал мой отец, тогда молоденький сотрудник прокуратуры, практикант, участвовавший в расследовании.

Прошло много лет, а ветераны ОВД не изменили мнения: криминала в Яйве хватало. Потому и увеличивался штат поселкового отделения милиции. Яйвинский ПОМ стал самостоятельным боевым отделением с подчинением Александровскому отделению милиции. В 1972 году отделение было переведено в помещение бывшего клуба по адресу ул. Уральская, 6.

На службу в Яйвинский ПОМ приходили люди, которые со всей ответственностью служили народу, порой рискуя своей жизнью, стояли на страже порядка. Так в 1979 году старший оперуполномоченный уголовного розыска В. И. Мошев, рискуя собой, совершил геройский поступок, когда при помощи народного дружинника В. М. Пухи задержал опасного вооруженного преступника, за что Указом ПВС СССР от 22 мая 1980 года был награжден орденом Красной Звезды, В. М. Пуха был награжден медалью «За боевые заслуги». Это был тот редкий случай, когда в мирное время сотрудник милиции получил боевую награду.

В те времена работы для милиции хватало с избытком. Правда, тогда и жизнь была на виду, потому что большую роль в жизни советских граждан занимала трудовая занятость в коллективах. Были общественные организации, профсоюзы, парткомы. Общество само вырабатывало контроль над преступностью. Милиция знала, кем заниматься и с каким контингентом работать. Все изменилось с распадом Большого Союза. Ценности поменялись до наоборот.

«Бандитский Петербург» был фильмом, в котором каждый зритель выбирал себе своих кумиров, кто-то непримиримых бойцов с преступностью, кто-то крепких парней с кулаками, кто-то ловкачей, промышляющих и тут, и там. Но настоящее кино происходило в простой российской глубинке, в такой, как Яйва или Александровск, где не было работы, не было денег, не было веры, где все привычное разваливалось, приватизировалось, растаскивалось. Телесериалы, репортажи тележурналистов, показывающие и рассказывающие про «оборотней в погонах», о продажности милиции усиливали гнетущее настроение в обществе: никто не придет на помощь. Дядя Стёпа не защитит детей, легендарные ЗнаТоКи не помогут.

Перестроечные времена оглушительным ударом разбили ряды милиции. Старые профессиональные зубры правопорядка ушли на пенсию, те, кто остался, не находили себе места, а на их место приходили другие, воспитанные перестройкой, многие просто приходили на работу, даже не задумываясь, что милиция – это служба и призвание. Милиция стала полицией, и теперь уже за ней установили контроль: шаг влево, шаг вправо – статья.

Общество перекрасилось. Пропало белое и черное. Появилось серое и все его оттенки: серая зарплата, серая работа, серые будни, серая жизнь, серая совесть. В этой серости, как в тумане, созревало наше сегодняшнее бытие. Бытиё, определяющее сознание, но сознание не по Марксу и Ленину, а по понятиям, по законам власти денег. Десятилетия пропали, пока кто-то там наверху не понял, что так дальше жить нельзя. Общество, мало по малу, оклемалось от шоковой терапии, от модернизации. Поменяли лампочки, часовые пояса, и милицию на полицию.

В маленьком поселке Яйва продолжали нести службу по охране общественного порядка люди в погонах с закалкой сотрудников милиции. Поселковое отделение милиции (полиции) переехало в двухэтажное здание на улице Заводская.

С этим адресом на улице Заводской связаны приятные воспоминания и у сотрудников редакции нашей газеты. Мы с 2009 года несколько лет подряд тесно сотрудничали с ОВД, в том числе и с отделением в Яйве. С 2009 по 2015 год отделение возглавлял Дмитрий Борисович Новиков. Тогда в Яйвинской милиции работали 22 сотрудника ОВД и 5 человек вольнонаемных, в последующем численность штата удвоилась. Было пять единиц автотранспорта. Расстояние от края до края 100 километров. Например, один участковый обслуживал 5 административных участков, с расстоянием от Яйвы до Сухой с выездом на Камень. Именно в этот период в отделении полиции появился спортивный зал, тренажеры. Была оборудована Дежурная часть по всем требованиям и со всем функционалом. В помещениях отделения был проведен полноценный ремонт. Вот что писала в 2009 году «Боевушка» по случаю сдачи под ключ нового помещения яйвинского отделения ОВД: «Может кто-то не знает, что работа с документами, составлением протоколов, справок и иной отчетностью занимает больше половины времени сотрудника ОВД. Кропотливость, внимательность, и если хотите, комфорт, обеспечивают качественное составление документов, а потому условия «кабинетной» работы тоже должны соответствовать. Но даже не в том дело, что милиционер будет работать в своем кабинете после беготни по территории, поездок по поселкам. Важно, что за много лет пребывания в захолустном строении людям предоставили достойное помещение. Скажете: забота. Да. Мы требуем от милиционеров качественной работы, мы требуем от них четкого исполнения сроков, мы много требуем, но не всегда думаем об условиях их работы. Условия созданы, перерезана ленточка — впереди милицейские будни».

А будни, надо сказать, были непростые. Улица Заводская и выходящие на неё улочки — это такие жилые кварталы, где было очень неспокойно. Кражи, грабежи, убийства, изнасилования, поджоги, разбои, хулиганка. Район был очень неблагополучный, и так получилось, что отделение полиции приблизили к местам правонарушений. Часто преступления был довольно циничными и жесткими. Но работу свою сотрудники отделения выполняли упорно и достойно, злодеи всегда получали по заслугам.

Неблагополучно было с детской и подростковой преступностью. Проводилась профилактическая работа со школьниками и воспитанниками детского дома и коррекционной школы. Помогали инспекторам по делам несовершеннолетних педагоги и жители, входившие в состав добровольной народной дружины. Совместно старались оградить подростков от совершения правонарушений. Но совместное проживание детей с особым контингентом в старых домах-бараках, конечно, оказывало свое влияние. Именно в таких бараках зарождались преступления от простой бытовой драки до нанесения побоев и насилия. От пьяных скандалов до преступных замыслов, толкавших обитателей этих неблагополучных кварталов на воровство и более тяжкие преступления, вплоть до посягательств на жизнь людей. С раннего детства мальчики и девочки были окружены атмосферой криминала и преступлений как образа жизни, а нередко и атмосферой наркотического кумара.

Милиция уже стала полицией и утратила во многом свою непререкаемую категоричность в действиях по отношению к откровенным подонкам, а те получили полное либеральное право над всем глумиться – это стало для целого поколения правом на безнаказанность. Сотрудники полиции даже в самых непредсказуемых ситуациях постполицейской реформы все равно имели влияние на общественные процессы, на контроль за потенциальными правонарушителями и бывалыми рецидивистами. Одно то, что в девятитысячном по населению поселке реально существует отделение полиции со всеми службами — следствие, дознание, оперативный состав, участковые, ППС, инспекторами по делам несовершеннолетних, инспектором БХСС – уже приостанавливало многих молодых у роковой черты и многих матёрых правонарушителей от совершения непоправимого поступка. Патрулирование сотрудников приводило в чувство граждан, готовых сорваться до низости правового и морального распада. Жители могли лично обратиться к сотруднику полиции, пожаловаться, получить консультацию, предупредить о нарушителях. Если забулдыги и собирались на детских площадках или у подъездов многоэтажек, то завидев патрульный наряд, тушевались от греха подальше. Главное – происходило живое общение сотрудников полиции как представителей власти с гражданами, и почтенные граждане видели, что власть в форме полицейского есть, а значит, в стране еще действует закон. В последние годы (с 2015 г.) до закрытия яйвинского отделения полиции начальником отделения был Алексей Анатольевич Габов.

Еженедельно просматривая скупые сводки ЕДДС о происшествиях, невольно обращаешь внимание на то, что обращений жителей Яйвы и Александровска примерно поровну, но в Александровске полиция есть, а в Яйве полиции нет, хотя численность населения в Яйве лишь на несколько тысяч человек меньше. А правонарушения – «стащили новый пролет ограждения», «нанесли побои мужчине», «устроили шум в жилом квартале в полночь». А помните нашумевшее в прошлом году убийство, а порубка леса, дебош в доме, где размещается опорный пункт полиции, а приставание неизвестного к девочкам и женщинам, а пьяная гульба, а подростки без родителей в ночное время? Многие из такого рода событий можно было пресечь. Многие не совершили бы деяния, которые стали по факту уголовными преступлениями.

В мае этого года в «Боевом пути» был подготовлен материал по одному из резонансных преступлений, совершенных в Яйве, и только по этическим соображениям этот материал не был опубликован. Сейчас хочется привести лишь небольшой эпизод из того материала, потому что он напрямую касается темы, заданной супругами пенсионерами, обратившими наше внимание на то, что полиции в Яйве нет.

Редакция в той несостоявшейся публикации просила руководителя следственного отдела г. Александровска В.Я. Баяндина прокомментировать события, связанные с расследованием преступления и поделиться мнением о причинах случившегося. Владимир Яковлевич выразил серьезную озабоченность именно тем обстоятельством, что Яйва осталась без отделения полиции. То есть прекратилось осуществление деятельности полноценного подразделения полиции, выполнявшего функции по соблюдению общественного порядка и безопасности граждан и проведению системных профилактических мероприятий по пресечению правонарушений, а также оперативного реагирования на противоправные деяния. Руководитель следственного отдела тогда же высказал мнение, основанное на опыте профессиональной деятельности, что отсутствие полиции может привести к самым неблагополучным последствиям, от мелких проступков до особо тяжких преступлений.

Будем надеяться, что тема, поднятая на поверхность общественного внимания почтенными жителями поселка Яйва, поддержанная ветеранами ОВД, высказанная в мнении руководителя следственного отдела, дает нам всем повод для серьезного размышления.

Подготовил Владимир Соковнин
Газета «Боевой путь» №32 от 07.08.2020
Фото из архива редакции. 2010 год.

07:24
655
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/opt/alt/php74/var/lib/php/session/66d959d10c11c) in Unknown on line 0